Вы здесь
Вот оно какое наше лето..
№158 от 2017-07-12
Здравствуйте, наши Солнечные!
Уже почти и середина лета.
7 июля был Иван Купала по новому стилю -
самый светлый и длинный день в году.
Уже травы выросли по максимуму.
Особенно сорняки на даче,
которые теперь косить-не перекосить)).
И где только оно ходит - это лето... Может кто видел?
Сейчас последние приготовления — и уже 14 июля мы едем в Детскую Экспедицию.
Отъезжаем в 10:30 от Большая Серпуховская, дом 44 — все знают, где это! Обещают даже, что будет репортаж с места событий в группе Чудо-острова вКонтакте!
На сегодня у нас - серьезная статья про детей и немного ностальгии по лету и детству.
Почему наши дети врут?
Существуют ли на свете родители, у которых дети ни разу в жизни не врали? Конечно, нет!
Мы, взрослые, в повседневной жизни легко используем «чудесное» умение - искажать реальные факты.
В угоду принятым в обществе нормам приличия мы умело лавируем от недоговорённости к преукрашиванию,а то и сознательно жонглируем хорошо продуманной ложью.
Однако, как только родители сталкиваются с тем, что «МНЕ врёт МОЙ собственный ребёнок» — их ломает от болезненных чувств - растерянности, отчаяния, бессилия, разочарования, боли от нереализованных надежд и страха, что вырастили чуть ли не «преступника»…
Что заставляет детей врать? Что провоцирует у родителей столь бурную реакцию на это? Кто виноват и что делать? В общем - масса больных вопросов, перемешанных с остро негативными эмоциями, семейными конфликтами и подростковым бунтом…
Давайте разбираться в причинах детской лжи и с чем это едят.
Почему-то, родители свято уверены в том, что «МОЙ ребёнок» в общении со МНОЙ «должен быть кристально честным».
Напомним, что внутри каждого из нас есть фигуры внутренних Родителя, Взрослого и Ребёнка. Болезненную реакцию на детскую ложь выдает наш внутренний Родитель с его огромными родительскими ИЛЛЮЗИЯМИ. И ещё к нему присоединяется неосознанная тоска нашего Внутреннего Ребенка по любви, близости и доверию с нашими родными.
Эта реакция Внутреннего Родителя, с его бесконечными фантазиями об идеальности и наша неотработанная, неосознанная тоска Внутреннего Ребёнка по Любви и Единению создают болезненную реакцию на детскую ложь.
Наша родительская мудрость и взрослость в том, чтобы смотреть на ситуации детского обмана как на задачу для личностного роста.
И в первую очередь — это задача для нас, ведь мы — большие, а дети — пока еще только растут.
Как же реагировать на ребёночью ложь?
По-разному - в зависимости от возраста ребёнка.
Ребёнок до 6 лет. Неправда и фантазия.
Ребенку бывает ещё трудно разделить реальные и вымышленные события.
С чисто физиологической точки зрения те зоны коры головного мозга, которые отвечают за различение воображаемого и реального, полностью созревают только к 7 годам.
В раннем возрасте дети врут бесхитростно. Для малыша придуманная и настоящая жизнь существуют вместе. То, что для нас ложь, для него - естественная детская игра, фантазия и творчество.
Что делать взрослому?
Помочь ребенку различать реальность и выдумку: то, что на самом деле есть, от того, что «так хочется, чтобы было».
Действия родителя:
Спокойно обозначаем реальность, избегая суровых обвинений и трагедийного пафоса:
- Игрушка сломана. Жаль. Давай её починим.
- Чашка разбилась. Убираем осколки. Видишь, если посуда падает на пол, она бьётся. Так играть с ней нельзя. Кидать можно только мячики.
Замечательно будет, если мы проживём подобные ситуации с юмором.
Четырёхлетний Егор весело кричит, что помыл руки.Но это же была невидимая вода, а теперь вымоем настоящей!» - хитро улыбается мама.
Мы словно остаёмся в рамках игры, но при этом обозначаем ребёнку чёткие границы реальности. Мы посылаем сигнал, что знаем правду, и одновременно мягко, но настойчиво подводим ребенка к решению задачи.
Начальная школа - возраст от 7 до 10 лет.
К 7 годам ребёнок уже понимает, что значит врать, умеет смотреть на себя со стороны, сопоставлять свои поступки с действиями других людей, анализировать их.
Что стоит за нечестностью ребёнка?
1. Страх.
Ребёнок боится быть наказанным, отвергнутым, непонятым. Ребёнок уже знает про неприятные разборки, громкие оры, унизительные, нудные нотации и запреты. Всё это страшит гораздо больше, чем мы, взрослые, думаем. Иногда бывает легче обмануть, сманипулировать, чем объяснить родителям свои чувства и потребности.
Вспомним все ситуации, связанные с желанием «жить проще», добиться от родителей желаемого, получить краткосрочную выгоду и быстро найти выход из ситуации:
Именно поэтому двенадцатилетний Вадим с пеной у рта, утверждает, что он не курит.А Катя с честными глазами говорит, что по алгебре ничего не задали и включает телек. Так она убегает от неприятного чувства беспомощности перед непониманием этого предмета.
2. Неосознанное желание «быть хорошим» для родителей.
Обычно так врут те, кто хронически не оправдывают родительских ожиданий. Эти дети не верят в то, что их любят такими, какие они есть. Внутреннее, подсознательное решение ребёнка - любят только хороших, я же – плохой, недоделанный, ущербный.
Знать и чувствовать, что тебя ценят, тобой гордятся – жизненно важная потребность ребенка. Суровость и требовательность родителей вынуждает приукрашивать реальность.
Дети лгут, чтобы соответствовать нашим подсознательным желаниям. Они тонко чувствуют и подстраиваются под ожидания нашего Внутреннего Родителя с его иллюзиями об идеальном ребёнке.
В ход идут придумки о достижениях и заслугах. Ребёнок изо всех сил старается казаться лучше. Он искажает реальность, чтобы бессознательно защититься от внутреннего раздрая и несоразмерного чувства вины. Цель ребёнка – привлечь внимание и, таким причудливым и странным путём, выразить свои переживания.
Отчаяная ложь - бессознательная просьба о любви и поддержке.
Стремление порадовать родных для ребёнка важнее, чем «быть честным». На самом деле, внутри у него — боль и пустота из-за дефицита безусловной любви и отсутствия чувства самоценности. Вместо них ребёнок готов любыми способами «зарабатывать» суррогат - одобрение окружающих.
Ложь только добавляет ребёнку дозу отрицательных чувств: тревогу, страх, стыд - ведь он понимает, что когда-нибудь всё откроется.
Родителям нужно понимать, что ложь рождается по одной какой-то причине, а это противоречивая мешанина разных мотивов: страх унижения, мучительные чувства вины и стыда, желание выкрутиться и так далее...
Задача для ребёнка:В сложной и противоречивой социальной жизни подрастающему человечку нелегко найти золотую середину в открытости, доверии и откровенности с окружающим миром, и, в том числе, с родителями. Ребёнку ещё предстоит понять, в каком случае его вранье - это вопрос обычной дипломатичности, а в каком - наглая ложь.
Отстаивать собственные границы или избегать напряжения - непростой выбор, согласитесь?
Если вы понимаете, что ребёнок сейчас просто-напросто чувствует себя беззащитным и уязвимым и любыми путями пытается избежать мучительных чувств — это поможет сохранить спокойствие. В этом случае можно надеятся, что нас не выбросит в эмоциональный взрыв «как-Он-Может-Подлец-Я-же-Столько-Для-Него-Делаю!!!»…
Проживая такие конфликтные ситуации ребёнок учится:
- доверительности, безопасной близости
- честности, открытости
- умению обострять / не обострять ситуацию
- способам обсуждения и решения спорных ситуаций
Всё это - НАВЫКИ социальных взаимоотношений.
Семья — в идеале - это место, где ребенок в безопасности учиться нарабатывать все эти навыки.
Что делать взрослому?Всё будет зависеть от осознания ответов на вопросы «как»:
- как помочь своему ребенку справиться со сложными внутренними переживаними?
- как вырастить и укрепить в отношениях с ним доверительность и дружбу?
- как поддерживать ребёнка в достижении его целей?
И найти эти ответы не так просто. Здесь не может быть примитивных универсальных советов «на все случаи жизни».
Умение принимать и ценить ребёнка любым - с недостатками, с правом на ошибки - напрямую зависит от того, насколько у нас самих есть сильное чувство самоценности.
Предподростковый возраст - от 10 до 12 лет
Ребенок переходит на следующий этап освоения социальных взаимоотношений. Теперь главный фокус внимания смещается на сверстников: быть как они, быть не хуже, быть принятым группой.
Ребёнок еще глубже вникает в социальные установки. Почему люди врут? Как это - врать себе? А можно ли вообще не врать?
Кроме того, возраст тинейджера – это первые неуклюжие попытки отделения и самостоятельности.
Тревожность родителей часто проявляется в виде эмоциональных драм с высоким накалом. Это болезненные реакция на это самое отделение ребенка - первые ласточки приближающейся сепарации.
Все эти страсти запускают глубинный страх ребёнка открыться и показать себя таким, какой он есть, со своими «странными» или «неудобными» вопросами про эту жизнь.
Как обсудить, что я хочу курить??? Потому что те, кто курят - в фаворе! потому, что это - круто!Неужели не понятно, что разговоры про вред здоровью уже обрыдли?...
Только представьте, что получит подросток в подобной открытости?
Безаппеляционные требования взрослых, глубокая подозрительность и стремление к тотальному контролю — исключают возможность открытости и доверия между ребенком и родителями.
Ребёнок врёт, потому что он не в силах «расстроить» родителей… правдой. Он просто не может не врать!
Количество вранья показывает, насколько в ваших взаимоотношениях с ребёнком не хватает близости и доверительности.
Признать свой вклад в конфликт.
Нетерпимость родителя к каким-то чертам характера в собственном ребёнке - признак эгоцентризма и психологической незрелости. Согласитесь, что для ребенка трудно быть искренним, чувствуя, как его черты характера или способы поведения вызывают неприятие у самых близких. Проанализируйте свои эмоциональные реакции на ребенка, стиль поведения, тон, жесты, взгляд.
В общении с ребёнком:
- Обсуждайте любой факт лжи.
- Продумайте, как построить ситуацию так, чтобы ребёнок имел возможность рассказать о случившемся.
- Важно, чтобы ребёнок не пользовался «продуктами лжи», чтобы не «прокатывало».
- Расскажите о своих чувствах: покажите, что чувствуют близкие в ситуации вранья. Без морализаторства и манипулирования чувством вины.
Подростки: от 12 до 17 лет
Особый разговор - подростковая ложь.
Мир подростка сложен и противоречив: болезненно острая чувствительность ко всему и быстрые перепады настроения — как следствие гормональной перестройки; постоянные ссоры и конфликты по пустякам, непринятие собственного отражения в зеркале; жуткая неуверенность в себе, да ещё чувство, что тебя никто не воспринимает всерьёз.
Прибавьте школьные проблемы с «тупой математичкой», «дебильной физикой» или «партией» одноклассников, травящих за твой стиль одежды или любимую музыкальную группу.
Как результат — растущий человечек, находящийся под огромным и непрерывным давлением снаружи и изнутри.
Это революционное время бесконечных вызовов, борьбы и испытаний. Беспощадный и бессмысленный бунт против правил и привычных устоев.
На пороге стоит тема отделения и сепарации от родителей.
Что делать взрослому?
Искать собственный баланс между любовью и властью.
Территория любви – это безусловное принятие ребёнка таким, какой он есть. С великим правом на его трудности, ошибки и противоречия.
Территория родительского авторитета - это определение границ дозволенного. Здесь живёт дисциплина, существуют правила и ограничения. Авторитетный стиль воспитания предполагает, что родители объясняют ребёнку правила поведения и твёрдо настаивают на соблюдении ключевых позиций.
Демократичность проявляется в том, что родитель проявляет уважительное отношение к подростку:
- исключает из общения конфликтогены
- демонстрирует открытость и искренность
- учит преодолевать сложные моменты в общении
Взрослые оставляют ребёнку личную зону ответственности - в том числе - для принятия решений.
Например - как и на что потратить подаренные деньги, или выбор музыки. Это зона, где родитель может только предлагать или советовать, но не диктовать.
Рекомендации в области действий:
1. Спустите пар. Слейте болезненные и негативные чувства.
Пишите письма гнева — чтобы выплеснуть боль и злость.
Побейте подушку, наконец. Или грушу в фитнес-клубе.
2. Проанализируйте своё поведение.
Отслеживайте и вычеркивайте из ваших реакций токсичные и конфликтогенные вещи, провоцирующий эскалацию ссор: тон голоса, жесты, взгляд, эмоциональные выплески.
3. Осознайте особенности данного жизненного этапа.
Да, это грустно. Да, наступило время перемен.
Суть подросткового возраста в том, что рвётся психологическая пуповина с родителями.
Ребёнок впервые действует вопреки семейным правилам. Он яростно отстаивает право выбирать и идти своей дорогой.
зрослеющий человек обнаруживает собственные жизненные смыслы, ищет и осознает свои собственные идеалы и личные границы.
Этот возраст нужно просто пережить, чтобы потом повзрослеть и стать самим собой.
4. Посмотрите на мир глазами ребёнка.
Попробуйте закрыть глаза и представить, что вы человек этого возраста. Погрузитесь в эти переживания. Чем вы живёте? Как видите мир? Включите СО-ЧУВСТВИЕ и интуицию. Абстрагируйтесь от стереотипов!
5. Всеми силами сохраняйте контакт с подростком - стараясь понять и почувствовать, что с ним происходит.
Это значит быть чутким, не «лезть под кожу», с навязчивой заботой и тревогой, а мудро находить время быть ближе, интересоваться его чувствами, идеями, пристрастиями, отношениями.
6. Даже если вам очень сложно - говорите о своих чувствах.
Но обязательно НЕЙТРАЛЬНО - без упрёков и обвинений.
«Я волнуюсь. Я вижу, как тебе плохо, и не знаю, чем тебе помочь. Я растеряна. Я рассержена и разочарована».
Когда мы открыто и искренне выражаем свои чувства, дети видят, что мы живые люди и нам можно доверять.
7. Выражайте любовь.
У подростка особая эмоциональная бухгалтерия. Не упускайте время, чтобы показать, что вы рядом, что вы можете поддержать.
Конечно - «Я люблю тебя. Я горжусь тобой».
Это возраст, когда остро необходимо знать и верить, что тебя любят и ценят несмотря ни на что.
Любите и верьте!
Поставьте это на автопилот. Этот непростой период пройдёт. Останется мудрость.
Ваш ребёнок ОБЯЗАТЕЛЬНО вернётся другим - самостоятельным и взрослым.
Ещё будет время, когда он прислушается к нашему совету.
Ещё будет пространство уюта и душевные разговоры.
Ещё будет его внимание и любовь.
Однако, это будут другие — взрослые и зрелые отношения.
.
Все эти знания о нюансах детской психики необходимы нам для взращивания родительской мудрости.
В вопросе детской лжи мы выходим за рамки упрощённой системы «верить-не верить».
Мы оказываемся в пространстве тонкого доверительного отношения друг к другу, с его нюансами сенсорного восприятия, доверия к своим ощущениям, пониманию собственных противоречивых чувств. Именно в этом поле мы вместе с детьми учимся осознавать, говорить правду и получать её в ответ.
Воспитывать не всегда легко и приятно. Нам предстоит разобраться в своей собственной истории. Понять, на каких жизненных позициях мы сами стоим. Какие ценности объединяют наши слова и поступки. Эти осознания помогут нам стать действительно взрослыми и найти свой верный способ воспитания.
Смелости, мудрости и великой силы безусловной любви нам в помощь!
Елена Брежнева
.
Не хочу работать, а хочу в деревню к бабушке, как в детстве
Деревня... Именно здесь так ярко и четко осознается, что я есть.
Может быть, потому, что в этой деревне, на этом участке земли жило как минимум шесть поколений (шесть поколений!!!!) моего рода.
.
Черная, жирная земля, напитаная влагой, солнцем, жизнью.
Простооор, поля, веетееер летиии!!!))) Ромашки, колокольчики полевые, липа цветет, чертополох растопырился, травы, травы - у каждой свой запах. Зачем духИ?!
Много новых дорогих домов, много разваливающихся, все на одной улице.
Деревенское кладбище. Странно, здесь оказалось знакомых больше: вот у этой женщины брали коровье молоко; у этой было смешное прозвище; а этот дядька часто курил на нашем пороге, когда еще бабушка была жива; а этот чихал так, что слышала вся деревня; ой, а эта девочка умерла?! - рак. На одном кладбищенском памятнике есть портрет, дата рождения, цветы, даты смерти нет. Почему? А он сам себе сделал могилу и живет; говорит близких родственников нет, кто хоронить будет?
.
Ветер, летииии! Уноси всё лишнее, ненужное, надоевшее!
Оставь мне меня, оставь яркость и чёткость этого "Я есть!!!"
Екатерина Егорова.
Все фото в этой рассылке - Екатерина Егорова.